Об этом царе России до сих пор вспоминают с благоговением и трепетом. Он успевал всюду, брался за любое дело, великое или малое. Решал ли он дела государственной важности, писал указы, ковал железо или работал топором - всё у него спорилось. Своими действиями он сумел изменить Россию, поставив её в один ряд с более продвинутыми европейскими странами. Имя этому правителю - Пётр I.
В обзоре «Киностраниц» - несколько ярких образов Петра I в кинематографе.
Пётр был вспыльчив, несдержан и в гневе жесток. Его интересы были чрезвычайно широки и разносторонни, его духовные и физические силы – исключительны. Великан, ростом более двух метров, – он служил идее царственного долга народу и государству, не щадя своих сил и здоровья.
Всеми этими качествами наделил своего персонажа Николай Симонов, сыгравший роль царя в историко-биографическом фильме режиссёра Владимира Петрова «Пётр Первый» по одноимённому роману Алексея Толстого. В Петре-Симонове страстность соединялась с беспощадной напористостью. Актёр стремился передать многогранность и противоречивость натуры царя и воплотил в своём персонаже всё: веселье и ярость, страдание и озорство, грубость и нежность.
У Петра ни одна минута не пропадала даром. Он вставал ежедневно, и летом и зимой, в три часа утра, и тут же принимался за работу. Трудился постоянно и требовал того же от других, ненавидел тунеядство и праздность. Деятельным, остроумным, неутомимым – настоящим Петром Великим получился российский государь в исполнении Алексея Петренко в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» в постановке Александра Митты.
По натуре Пётр был вспыльчивый, но глубоко правдивый. Он не хотел знать препятствий, когда задумывал какое-либо дело. Не терпел противоречий, но всё же мог отступиться от своего мнения, если ему доказывали его несправедливость. Он ненавидел ложь и лицемерие. В гневе был ужасен и карал с жестокостью, напоминавшей дикие нравы московской Руси. И даже в семейных отношениях был беспринципен. Любой из родственников по подозрению в заговоре мог быть подвергнут пыткам и даже казнён. Таким воспроизвёл Петра актёр Виктор Степанов в фильме-экранизации исторической драмы романа Дмитрия Мережковского «Царевич Алексей».
Но за заслуги перед государством Пётр щедро награждал и жаловал, не обращая внимания на происхождение. Главным в человеке для него было не имя и богатство, а талант и трудолюбие.
Побывав в Голландии, Германии и Англии, Пётр, тотчас по возвращении, стал вводить преобразования в России. Он хотел, чтобы русские зажили такой же жизнью, как образованные народы Европы. Реформы инициировались в медицине, книгопечатании, семейном быту, градостроении, моде, этикете и даже в организации досуга. Знаменитые петровские вечерние собрания – ассамблеи, – объединили людей разного статуса и социального положения.
Но многие нововведения встречали непонимание у большинства народа. Суровый и властный по своей натуре, Пётр I вытеснял устои русских людей по приказу: рубил бороды, обрезал кафтаны и менял календарь. Образ харизматичного царя-реформатора создал на экране Дмитрий Золотухин в многосерийном фильме «Россия молодая», снятому по роману Юрия Германа режиссёром Ильёй Гуриным. Картина получилась увлекательной, драматичной, насыщенной историческими подробностями.
Были у царя и великие провалы – как в личной жизни, так и в государственных начинаниях. Неимоверное любопытство Петра ко всему и сразу, сыграло с ним злую шутку. Интерес к огромному количеству вещей делал познания по многим вопросам весьма поверхностными и вёл к неудачам. Реформа образования провалилась. Флот строился наспех, с тратой фантастических денег. Массовая казнь стрельцов в 1698 году была едва ли оправдана. Совсем ненужный Прусский поход принёс только потери. Власть и страх быть сверженным привели к тому, что приемника себе он так и не оставил. А окончательный раздел русского общества на две неравные части – дворянство и народ, положил начало одной из мрачных страниц истории России.
Мы вспомнили лишь некоторые, наиболее яркие образы Петра I, и все они значимы в кинематографе. Каждый ставит перед зрителем вопрос: что есть Пётр I для истории – развитие, или потеря пути?
Но главным для нас станет то, что мы увидим, когда в зале зажжётся свет: к чему придёт Россия, если наглухо заколотит окно европейских ценностей.
Ольга Терехова
|