11:55 Проект «Киностраницы» | |
Центральная городская библиотека им.В.П.Рыкова продолжает серию публикаций в рамках проекта "Киностраницы" об известных экранизациях литературных произведений различных жанров. Ко дню рождения Евгения Петрова -13 декабря - обращаемся к одному из его известнейших романов, написанных в соавторстве с другом и единомышленником, писателем Ильёй Ильфом и спустя годы вышедшим на экраны. «Золотой телёнок» – сатирический роман, в основе сюжета которого противостояние великого комбинатора Остапа Бендера и скромного служащего Александра Корейко, хранящего в специальном чемоданчике десять миллионов полновесных социалистических рублей, добытых с помощью многочисленных финансовых махинаций.
Роман давался авторам трудно. Сюжет выдумывали медленно, цепляясь за идею погони за деньгами, не имеющими моральной ценности. Первое книжное издание «Золотого телёнка» на русском языке появилось в 1933 году, и лишь 34 года спустя Михаил Швейцер впервые экранизировал этот литературный шедевр. Швейцер снял картину на чёрно-белую пленку, использовал закадровую музыку из немого кинематографа и элементы пантомимы. Ни спецэффектов, ни графики, ни цвета – но насколько живой и яркий получился фильм!
Ключевой особенностью картины стала великолепная игра актёров. Смешно, эмоционально, правдоподобно. Зиновий Гердт предстал на экране в образе одного из подельников Бендера – Паниковского. Это забитый, ведомый маленький человек, но такой живой и обаятельный. Только и грозиться, что «всех продаст, и купит, и снова продаст, но уже дороже!» Забавно и беспомощно он выглядит с огромным гусем в руках, драпая от погони в одной из знаменитых сцен. Шуру Балаганова сыграл Леонид Куравлёв, в паре с Гердтом они смотрелись просто идеально. Шура нелеп, наивен, добр и смешон одновременно: «Три часа уже пилю, а оно всё ещё не золотое.» И в противопоставление к ним - Корейко – Евгений Евстигнеев, последовательный, системный, правильный товарищ и самый «порядочный» жулик. После экранизации популярность романа взлетела. Фильм подкупал и яркими образами, и стремительным развитием приключенческого сюжета, и парадоксальными рассуждениями. Реплики стали в народе присказками: «После знакомства с Вашим прошлым я потерял веру в человечество», «Рубите марш! Командовать парадом буду я!», «Мамаша, пойдёмте в закрома», «…сбылись мечты идиота!». Названия заведений стали нарицательными: контора «Рога и копыта», столовая «Бывший друг желудка». Актуально на все времена. Сергей Юрский сыгравший Остапа Бендера в фильме является уверенным в себе, напористым, не изменяющим своей мечте романтиком. Как будто не актёр, а сам персонаж играет роль. Этому человеку без биографии, разоблачителю чёрных миллионеров, процесс отъёма неправедных денег как будто бы более важен, чем сами деньги – так увлеченно, целиком и полностью, он отдаётся этому. Одержимость мечтой о красивой жизни помогает ему добиться результата. Почти.
Дилемма кроется в том, что в Социалистической Стране Советов деньги, сами по себе, не приносят счастья. Даже в большом количестве. Да и покинуть эту закрытую страну, что с деньгами, что без – невозможно. Можно чахнуть над чемоданом денег, притворяясь перед обществом бедным служащим-счетоводом, а можно кутить в ресторанах под видом дирижёра симфонического оркестра, пока однажды обман не раскроется фатальным образом. Удивительно, но в фильме вообще нет однозначных отрицательных героев. Несмотря на то, что большинство из них – мошенники и пройдохи, все они, за редким эпизодическим исключением, вызывают принятие и сочувствие. Остап Юрского – это не только юмор, это трагедийный образ умного, тонкого человека. Он так вовлекает зрителя в процесс преследования, что становишься соучастником его изобретательности. Получение желаемого миллиона меняет интонации Остапа, – юмор приобретает меланхолические тона, время идёт к осени, а история – к концу. В финале жалеешь, что Бендер так и не добрался до Рио. Смешное уступает место серьёзному.
Роман экранизировался ещё не один раз, а общее количество экранизаций двух романов про Великого Комбинатора – свыше двух десятков, и можно уже с уверенностью сказать: лучше Юрского командовать парадом никому больше не удастся. Наступала эпоха управдомов, которые поведут страну в экзистенциальный тупик, выхода из которого не видно и после смены декораций. Он так и сказал нам с экрана: «Конец. Конец…»
Ольга Терехова | |
|
Всего комментариев: 0 | |