Приветствую Вас, Гость
Главная » 2020 » Май » 3 » Проект «Киностраницы»
23:50
Проект «Киностраницы»

«Летят журавли»

«В начале в зале была тишина, почти полфильма прошло и никакой реакции, мы вжались в кресла. Неужели они не поняли? Потом я оглянулась — а все плачут, и женщины, и мужчины. В конце устроили долгую-долгую овацию». Так вспоминала показ картины в Каннах Татьяна Самойлова.

В рамках проекта «Киностраницы» и в связи с объявленным Годом памяти и славы в России мы обращаемся к военному киношедевру 1957 года «Летят журавли». Режиссёр Михаил Калатозов.

Фильм снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые», написанной ещё в 1943 году. История пьесы драматична - к публикации её запретили: в каноны  тогдашней действительности не вписывался противоречивый образ главной героини. Напечатали пьесу только с приходом «оттепели» в 1956 году. С этой драмы начался театр «Современник», став его первой постановкой. Параллельно Розов по просьбе режиссера Михаила Калатозова написал сценарную адаптацию, и вскоре на «Мосфильме» запустили экранизацию под рабочим названием «За твою жизнь».

Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны. Перед нами двое влюблённых – Борис и Вероника. Опьянённые жизнью и молодостью, они гуляют по Москве, пританцовывая и напевая простую песенку: «Журавлики-кораблики летят под небесами, и серые, и белые, и с длинными носами!».

В жизнь героев врывается война, журавлики улетели, «не время веселиться» и Борис, роль которого сыграл Алексей Баталов, уходит добровольцем на фронт.

«Все возникло стихийно, в процессе работы... Нужно было выразить мысль, высказать ее на экране максимально острыми средствами. Никто ведь не ставил такой цели: давайте, мол, только изобразительными! Но средства почему-то возникали изобразительные...»

На роль Вероники-«Белки» утвердили юную Татьяну Самойлову. В тот момент  Самойловой не давали ролей  из-за нетипажности, считая её внешность «слишком тяжёлой для комедии, и слишком лёгкой для драмы», но её прожигающий взгляд раскосых глаз, абсолютно живая манера игры и органика потрясли Калатозова. Не имея в арсенале наработанных актёрских приёмов, Самойлова трепетно проживала каждую сцену сердцем. При этом внешне она была порой абсолютно спокойна, всю трагедию рассказывали глаза. Образ Вероники, созданный Самойловой, далеко не положителен, но играет она так, что не сочувствовать ей нельзя. Актриса буквально болела своей ролью. В какой-то момент у неё начался туберкулёз. Каждые три часа на съёмках актрисе продували лёгкие, делали уколы и продолжали снимать.

При всей необычности драматургии Розова и открытии Самойловой, наиболее новаторский элемент фильма «Летят журавли» — это операторская работа, подчиняющаяся драматургии и замыслу фильма.

Смелость ракурсов, узоры из света и тени, эксперименты со скоростью и движением камеры — так оператор создавал накал чувств.

Оператор Сергей Урусевский периодически  придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова. «Все возникло стихийно, в процессе работы... Нужно было выразить мысль, высказать ее на экране максимально острыми средствами. Никто ведь не ставил такой цели: давайте, мол, только изобразительными! Но средства почему-то возникали изобразительные...», - вспоминает Урусевский.

Для одного из эпизодов героиню снимают в тесном автобусе, затем ныряют с ней в толпу, а следом, без склейки, камера взлетает в небо над колонной проезжающих танков. Для 50-х годов это была абсолютно новая  манера съёмки. Оператор будто подчинил небольшую ручную камеру душевным переживаниям героев и выразил при помощи света, ракурсов и техники душевное состояние персонажей.

Один из самых знаменитых кадров фильма, — круговая панорама с бегущим по лестнице Борисом, — был одновременно и одним из самых сложных в съемке.

Вдоль железного столба тянули вверх люльку с оператором. Таким образом, Урусевский вместе с камерой поднимался параллельно взлетавшему по ступенькам Борису. Операторской группе было необходимо одновременно учитывать целый ряд факторов: синхронизацию скорости подъема актера и оператора, перевод фокуса, свет. Сложностей добавляло то, что декорация была замкнутой и от световых приборов моментально превращалась в печку. Таким образом, два знаменитых рифмующихся эпизода — прощание героев на лестнице и смерть Бориса — были сняты благодаря техническим изобретениям Урусевского.

Кино о войне — это прежде всего кино об испытании.

Снимая смерть главного героя, Урусевский впервые в нашем кино применил круговые рельсы. Головокружительное вращению берёз в момент падения Бориса, стали выражением беспросветной тоски по погибавшим в той войне без героического ореола – в болотах, в безвестности, при отступлениях и в окружении.

В сцене пробега Вероники оператор вложил камеру прямо в руки актрисе, которая на бегу снимала саму себя. Смелость ракурсов, узоры из света и тени, эксперименты со скоростью и движением камеры — так оператор создавал накал чувств.

Отдельно стоит отметить портреты Урусевского. В сцене, где герои устанавливают светомаскировку оператор использует затемнения, чтобы наносить на лица Самойловой и Баталова различный «световой грим». От кадра к кадру он меняется, позволяя подчеркнуть тот или иной нюанс в характерах и изменениях эмоционального состояния героев.

«Летят журавли» - кино, которое смогло  камерой дышать, чувствовать, разговаривать со зрителем.

Ещё одна особенность картины — жанровая. Формально «Летят журавли» — это военное кино, но без целого ряда его характерных признаков. Мы ни разу не видим в кадре врага, да и военных действий тоже почти нет. При этом, благодаря грамотно расставленным и убедительным деталям, время войны ощущается в кадре постоянно. Таким образом лента расширила границы жанра, показав, что кино о войне — это прежде всего кино об испытании, и не важно, как далеко от фронта разворачиваются события.

«Летят журавли» - кино, которое смогло  камерой дышать, чувствовать, разговаривать со зрителем. Этот фильм разобран по всем своим составляющим, на нём до сих пор учатся в киношколах. Картина получилась очень целостной, гармоничной, при этом новаторство в работе с камерой – не стало самоцелью, сюжет также важен, как операторские приемы, а образы героев настолько глубоки и сложны, что, разбирая их, писались целые книги. В центре сюжета оказались люди, далекие от идеала нравственности, но зато не одномерные, а сложные персонажи, которым нельзя было не сопереживать.

В 1958 году «Летят журавли» получил главный приз Каннского кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь», обойдя работы европейских метров.

В СССР о советском триумфе на международном кинофестивале сдержанно рассказали в небольшой статье без фотографии. На адрес «Мосфильма» приходили предложения для Татьяны Самойловой от западных киностудий, но ответ был всегда один: актриса очень занята…

 

 

Просмотров: 61 | Добавил: Sanlight | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Адрес: 298000 г.Судак, ул.Гагарина, дом №3 | Директор: Сологуб Ольга Александровна | тел.(365-66)3-12-06 E-mail: libsudak@mail.ru