14:25 Книжная выставка «На службе правде и просвещению» | |
В Судакской библиотеке им В.Рыкова оформлена книжная выставка «На службе правде и просвещению», посвященная великому крымскотатарскому просветителю, педагогу, писателю и общественному деятелю Исмаилу Гаспринскому.
Исмаил Гаспринский- интеллектуал, просветитель, издатель и политик, получивший известность и признание среди всего мусульманского населения Российской империи. Один из основоположников джадидизма и пантюркизма. Получил домашнее образование, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казенной мужской гимназии, в Воронежском кадетском корпусе, а затем во 2-й Московской военной гимназии. Не окончив учебы, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы. В 1871 г. уехал во Францию. С 1874 по 1875 гг. жил в Турции. Вернувшись в Крым, он был избран гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы. В 1879-1884 гг. – городской голова Бахчисарая. С 1879 г. предпринимал неоднократные попытки создать собственное издательство газет на общетюркском языке «Файдалы эглендже» (1879-1880), «Закон» (1881). С 10 апреля 1883 г. ему разрешили издавать и редактировать первую российскую тюрко-славянскую газету «Переводчикъ-Терджиманъ». Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом XX в. старейшей мусульманской газетой в мире. Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 г. Через «Переводчикъ-Терджиманъ» идеи Гаспринского распространялись в Крыму, Идел-Урале, Хивинском ханстве, Бухарском ханстве. Кроме того, газета распространялась в Персии, Китае, Турции, Египте, Болгарии, Франции, Швейцарии, США. В 1886 г. наладил издание рекламного приложения к газете «Переводчик-Терджиман» под названием «Листок объявлений». С конца 1905 г. начал издавать первый крымско-тюркский журнал для женщин «Алеми Нисван» («Женский Мир»), редактором которого была его дочь Шефика. Это была третья попытка (первые две неудачные он предпринял в 1887 – журнал «Тербие» (Воспитание), а в 1891 г. приложение к газете «Переводчикъ-Терджиманъ» – «Кадын» (Женщина). В 1906 г. добился разрешения на издание первого юмористического журнала на родном языке под названием «Ха-ха-ха». Позже он создал новый еженедельник – орган мусульманской фракции Государственной Думы Российской империи газету «Миллет» («Народ»). В 1907-1908 гг. в Египте выпустил несколько номеров газеты «Аль Нахда» («Возрождение») на арабском языке. Сотрудниками его издательства в разное время были выдающиеся деятели крымскотатарской культуры: Осман Акчокраклы, Мемет Нузет, Якуп Шакир-али, Усеин Шамиль Тохтаргазы, Абляким Ильмий, Асан Сабри Айвазов, Исмаил Лятиф-заде, Сеит-Абдулла Озенбашлы и др. За многолетнюю издательскую деятельность в 1908 г. к юбилею издательства в казанской типографии И. Н. Харитонова был изобретен именной типографский шрифт им. И. Гаспринского. С именем Исмаила Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока – джадидизм (новый, более светский метод обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. И. Гаспринским были разработаны основы преобразования мусульманской этноконфессиональной системы народного образования. Его новые методы обучения с успехом применялись не только в Крыму, но и в Татарстане, Казахстане, Башкортостане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане, Азербайджане, Турции, Северной Персии и Восточном Китае. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа и субъян» («Учитель детей»). В 1905 г. создал мусульманскую либеральную организацию «Бутюнрусие иттифак аль муслимин» («Всероссийский союз мусульман»). В 1907 г. предложил в Каире созвать Всемирный Мусульманский Конгресс, для объединения прогрессивных сил Востока на пути реформ и преобразований. Стоял у истоков Всероссийского профессионального союза полиграфических работников. Автор нескольких художественных произведений: роман «Французские письма», частью которого является утопическая повесть «Дар уль Рахат мусульманлары»; повесть – «Африканские письма – Страна амазонок»; рассказ «Арслан Кыз», новелл – «Горе Востока», эссе «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», «Русско-Восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания» и др. Явился родоначальником многих литературных и публицистических жанров не только у крымских тюрков, но и у других тюркских народов.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |