«О, подожди ещё, желанная, святая!
Помедли приходить в наш боязливый круг!
Теперь на твой призыв ответит тишь немая
И лучшие друзья не приподымут рук».
Николай Добролюбов, 1861 г.
5 февраля Центральная городская библиотека им. В. Рыкова совместно с Центром социальных служб для семьи, детей и молодежи провела час словесности «Наследие Н.А. Добролюбова: миссия человека и гражданина», приуроченный к 185-летию со дня рождения литературного критика, публициста, поэта для учащихся 10 класса школы №2.
Литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ — за свою недолгую жизнь (судьба отвела ему всего 25 лет) Николай Добролюбов успел написать сотни статей и рецензий.
Смотреть фотоальбом
Родился 5 февраля 1836г. в Нижнем Новгороде в семье священника.
Николай Добролюбов - старший из восьми детей, получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста. Огромная домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению.
В 1847 г. Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848 – в Нижегородскую духовную семинарию. В семинарии был первым учеником и, кроме необходимых для учебы книг, «читал все, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы, – всего больше романы». Реестр прочитанных книг, который вел Добролюбов, записывая в него свои впечатления от прочитанного, насчитывает в 1849–1853 несколько тысяч названий.
Добролюбов вел также дневники, писал Заметки, Воспоминания, стихи («В свете все живут обманом» 1849,г. и др.), прозу ( «Приключения на масленице и его следствия» (1849), пробовал свои силы в драматургии.
Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал «Ахинея», в котором в 1850 г. поместил две статьи о стихах Лебедева. Собственные стихи посылал в журналы «Москвитянин» и «Сын отечества» (не были опубликованы). Добролюбов писал также статьи для газеты «Нижегородские губернские ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т.п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.
В 1853 г. оставил семинарию и стал учиться в Петербургской духовной академии. Изучал фольклор, написал Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г.Буслаева (1854), О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах (1854) и др. работы.
В 1854 г. Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя.
Разочарованию в религии способствовала потрясшая Добролюбова почти одновременная смерть матери и отца, а также ситуация общественного подъема, связанного со смертью Николая I и Крымской войной 1853–1856.
Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших нелегальную литературу.
В 1855 г. Добролюбов начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного
В 1857 г.Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн. Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском корпусе.
К концу 1858 г. Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника»
В своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор романа И.Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с «Современником») и Луч света в темном царстве (о драме А.Н.Островского Гроза) Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей Добролюбова был очевиден.
Добролюбов писал и для «Свистка» – сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами «барда» Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования» Антона Капелькина и др. вымышленных персонажей.
Из-за интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась болезнь Добролюбова. В 1860 он лечил туберкулез в Германии, Швейцарии, Италии, Франции.
В 1861 г. Добролюбов вернулся в Петербург. В сентябре 1861 в «Современнике» была опубликована его последняя статья Забитые люди, посвященная творчеству Ф.М.Достоевского.
Чувствуя близость смерти, Добролюбов написал мужественное стихотворение «Пускай умру – печали мало...»
Умер Добролюбов в Петербурге 29 ноября 1861 г.
Педагогические труды.
• «О значении авторитета в воспитании» (1853—1858)
• «Основные законы воспитания» (1859)
• «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества» (1857)
• «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» (1860—1861)
• «Учитель должен служить идеалом…»
Выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Средством поддержания дисциплины считал заботливое отношение учителя к ученику, пример учителя. Решительно осуждал физические наказания. Выступал против непоследовательности Н. И. Пирогова в применении физических наказаний.
Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковал действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», от чего ребёнок вырастает неподготовленным к жизни.[10]
В Нижнем Новгороде расположен единственный музей известного критика.
Памятники писателю установлены в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
В честь писателя названы: Архангельская областная научная библиотека; Московская Библиотека № 3, Нижегородский государственный лингвистический университет, улицы во многих населённых пунктах бывшего СССР.
Учащиеся узнали о жизни и деятельности Николая Добролюбова.
|