Приветствую Вас, Гость
Главная » 2019 » Февраль » 8 » Час памяти «Летчик-легенда»
13:42
Час памяти «Летчик-легенда»

7 февраля Центральная городская библиотека им. В. Рыкова провела для учащихся 3–Б класса СОШ №3 час памяти «Летчик-легенда», посвященный Дню памяти знаменитого лётчика – истребителя Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза – Султана Амет – Хана (2 февраля).

Родился Амет-хан Султан 25 октября 1920 г. в известном городке Алупка на южном берегу Крыма. Отец Султана Амет-хана по национальности лакец, родившийся в дагестанском ауле Цовкра, в Крым приехал на заработки и решил остаться жить в Алупке, где нашел себе жену – крымскую татарку Насибе. Первого сына назвали в честь отца – Амет-ханом. Позже родилась дочь Фатиме и сын Имран.

Мальчик жил одной мечтой: подняться в небо. Это желание и привело его в симферопольский аэроклуб, который сейчас носит имя Амет - Хана Султана. Парень, мечтавший стать военным лётчиком, затем поступил в Качинское авиационное училище. В 1939 г. за девять месяцев учёбы поднялся в небо 270 раз и окончил училище младшим лейтенантом. Вместе с аттестатом лётчикам выдавали небольшую характеристику, у Султана в ней было написано: «Летает на «отлично», делает это всегда с огромным желанием. Быстрыми темпами ознакомился с лётной практикой. В полётах обладает инициативой, смелостью, настойчивостью, выносливостью».

Для продолжения службы Амет-Хана направили в Белорусскую ССР в город Бобруйск. Оттуда он вскоре был переведён под Кишинёв в 4-й истребительный авиационный полк, принадлежавший Одесскому военному округу. Тут молодого человека застала война.

Воевал Султан с первых дней и до последних. Уже 22 июня 1941 г. на поршневом истребительном самолёте И-153 «Чайка» совершил несколько разведочных вылетов, а также штурмовал наступающих немцев. К середине осени 1941 года имел на своём счету 130 боевых штурмовых и разведочных вылетов, за что получил назначение командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта и первую награду – орден Красной Звезды.

Амет-Хану едва исполнился 21 год, а он уже был мастер воздушной разведки. Командование отмечало у молодого лётчика настойчивость, упорство, отвагу и отменное владение самолётом, машину он чувствовал, словно самого себя. В начале 1942 года лётчик переквалифицировался на британский одноместный истребитель «Хоукер Харрикейн».

Весна 1942 года ознаменовалась его первой яркой победой в воздушном сражении. Их полк на тот период базировался в составе ярославской противовоздушной обороны. 31 мая на своём непрерывно атакующем «Харрикейне», когда закончились боевые припасы, он стал таранить многоцелевой немецкий самолёт «Юнкерс-88». Враг был готов скинуть тонны взрывчатки на ярославских жителей, когда Амет-Хан ударил его снизу левым крылом. Но при этом сам застрял в загоревшемся корпусе прочного «Юнкерса». Султан проявил колоссальную силу духа и выдержку, не дёрнул кольцо на парашюте раньше времени, а выпрыгнул уже из догорающего самолёта. Это была его единственная возможность спастись, и лётчик её не упустил.                                                                                                                                                             В Ярославле на главной площади городской комитет обороны вручил ему именные часы и почётную грамоту. Позднее за этот подвиг Султана наградили орденом Ленина. В Ярославле в 2010 году в память о событии военных лет установили монумент великому лётчику.

С конца лета 1942 года на летательном аппарате «Як-7» принимал участие в Сталинградской битве. Второй раз спас свою жизнь, выпрыгивая на парашюте из самой гущи ожесточённого воздушного сражения. Был включён в состав специальной группы лучших лётчиков СССР, которую создали для воздушных боёв с хвалёными асами немецкой авиации.

В середине осени 1942 года принял в командование 3-ю авиационную эскадрилью 9-ого истребительного полка. На фюзеляже своего летательного аппарата Султан изобразил орла. На это он получил разрешение от командующего воздушной армией за разработанную тактику атаки вражеских самолётов с высоты.

В 1943 г. на американский истребитель «Белл Р-39 Аэрокобра», участвовал в ожесточённых боях за освобождение Ростова-на-Дону, Кубани, Таганрога, Мелитополя и Крыма. Молодые лётчики, приходившие после учебки в эскадрилью, называли Амет-Хана соколом, у которого учились летать. Однополчане отзывались о нём, как о самом лучшем друге, на которого можно было положиться в любую минуту. А немцы за его демонические танцы в воздухе дали Султану прозвище «Чёрный дьявол».

Летом 1944 г. летал над Восточной Германией и принимал участие в штурме Берлина. Последний бой осуществил 29 апреля 1945 г., в воздушном сражении сбил немецкого истребителя «Фокке-Вульф 190».

За весь военный период у лётчика накопилось:

•          603 боевых вылета, в 70 из них штурмовал технику и живую силу немцев, оказываясь почти без защиты перед огненными обстрелами, несущимися с земли;

•          150 сражений в воздухе;

•          сбил 30 вражеских самолётов лично и 19 в групповом составе.

За беззаветное служение Родине, бесстрашие в борьбе с фашизмом, за боевые заслуги и подвиги Султана удостоили следующих высших советских наград:

•          три ордена Ленина;

•          орден Александра Невского;

•          орден Красной Звезды;

•          орден Отечественной войны I степени;

•          три ордена Красного Знамени.

Два раза, в 1943 и в 1945 гг., Султану присваивали звание Героя Советского Союза.

В Дагестане и на Крымском полуострове Амет Хан Султан -  национальный герой. Сам лётчик всегда заявлял: «Я не дагестанский герой, и не татарский. Я – герой огромной Советской страны».

После победы Верховный Главнокомандующий издал указ – всех лётчиков-асов направить в академию на обучение. Но Амет-Хану учёба давалась слишком тяжело, сказывалось недостаточное образование в детстве и юности. В начале 1946 г. он написал прямой и честный рапорт, что ввиду недостаточных знаний, возможностей для своей дальнейшей учёбы не видит. Руководство удовлетворило его рапорт, и Султана уволили в запас.

Но без профессии жить он не мог. Однако в мирное время вернуться в небо оказалось совсем непросто. У лётчика даже началась депрессия. Помогли фронтовые товарищи, и в феврале 1947 г. Амет-Хана приняли в Лётно-исследовательский институт в Жуковском как лётчика-испытателя. Он взялся за освоение опасного, тяжелейшего, нового для себя дела. Справиться ему помогли бесценный опыт, воля и лётные качества, полученные и отшлифованные на фронте.

Вскоре Амет-Хан вошёл в число лучших испытателей в стране. В 1949 г. получил разряд лётчика-испытателя 3-го класса, в 1950 г. – 2-го класса, в 1952 г. – 1-го класса. Больше двух десятилетий трудился он на аэродроме в Жуковском, провёл в полётах 4237 часов, освоил порядка 100 летательных аппаратов.

Начинал с полётов на планерах, потом испытывал новые системы катапультирования у истребителей и реактивных самолётов, затем перешёл на стратегические бомбардировщики (тяжёлая авиация).

Летом 1949 года совместно с другим лётчиком-испытателем Алексеем Якимовым осуществил первую в СССР полную топливную дозаправку в воздухе на высокоскоростном бомбардировщике «Ту-2» способом «с крыла на крыло».

За период испытательской деятельности Амет-Хан пополнил свой послужной список следующими наградами и званиями:

•          1953 – четвёртым орденом Красного Знамени;

•          1953 – государственной премией СССР;

•          1961 – орденом «Знак Почёта»;

•          1961 – званием Заслуженного лётчика-испытателя СССР.

О личной жизни лётчика известно немного. Летом 1944 года в Москве, куда его направили осваивать новый советский истребитель «Ла-7», встретил девушку Фаину Данильченко. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились. У них было два сына – Станислав и Арслан. Прямая наследница лётчика – внучка Вероника Амет-Хан (1984 г.р. ), дочь Станислава, имеет сына Архипа.

1 февраля 1971 г. при испытаниях реактивного двигателя серийного бомбардировщика «Ту-16» самолёт упал и все члены экипажа погибли, среди них был и Амет-Хан. Великого советского лётчика похоронили на Московском Новодевичьем кладбище.                                                                                                       Его имя присвоено многим улицам, микрорайонам, площадям и проспектам, а также аэроклубам в Махачкале и крымских городах. Так назвали малую планету и горный пик в Дагестане.

До последних дней жизни в его характере преобладали совесть, долг и честь. Своим главным призванием Султан всегда считал – рисковать собою ради других. Именно поэтому в военной авиации его авторитет до сих пор непререкаем и фундаментален.

Учащиеся узнали о жизни и подвигах Султана Амет-Хана во время Второй Мировой войны и в послевоенное время. Была показана медиапрезентация «Летчик – легенда» и представлена тематическая книжная выставка.

Просмотров: 744 | Добавил: vait | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Адрес: 298000 г.Судак, ул.Гагарина, дом №3 | Директор: Сологуб Ольга Александровна | тел.(365-66)3-12-06 E-mail: libsudak@mail.ru